Для слабовидящих

Если пропал ребенок!

если пропал ребенок

Адреса МФЦ г. Курска

Профилактика гриппа

Осторожно!Туберкулез

Тематическое консультирование граждан по вопросам профилактики туберкулеза

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» и его филиалы проводят тематическое консультирование граждан по вопросам профилактики туберкулеза в рамках работы «горячей линии», приуроченной к Всемирному дню борьбы с туберкулезом.

Режим работы и контактные телефоны «горячих линий»:

в рабочие дни с 09:00 ч. до 17:00 ч. (перерыв с 13:00 ч. до 14:00 ч.):

— 8(4712) 70-05-24, 22-33-02, Волгина Ирина Викторовна, г. Курск, ул. Почтовая, 3, адрес электронной почты cge@kursktelecom.ru; statcge@46.rospotrebnadzor.ru;

— 8 (471-43) 2-21-80, Сафронов Олег Валентинович, г. Суджа, ул. К. Либкнехта, 34, адрес электронной почты Gigiena_Sudza@mail.ru;

— 8 (471-48) 2-31-32, Зернова Марина Анатольевна, г. Льгов, ул. М. Горького, 9, адрес электронной почты cgsn_lgov@mail.ru;

— 8 (471-45) 4-26-14, Митракова Ирина Степановна, г. Щигры, ул. Красная, 81, адрес электронной почты Mitrakova_IS@46.rospotrebnadzor.ru;

— 8 (471-48) 3-55-11, Коновалова Ольга Матвеевна, г. Железногорск, ул. Гагарина, 31/2, адрес электронной почты ses.filial@mail.ru.

 

 

Свежие комментарии

Архивы

Игры экспериментирования в воспитании дошкольника

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №134

Выступление  на педагогическом совете на тему:

 

«Игры экспериментирования в воспитании дошкольника .»

 

Подготовила:

воспитатель группы №1

Переверзева Ю.Ю.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в систе­ме дошкольного образования формируется еще один эффектив­ный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял проч­ное место.  Он очень широко представлен разнообразными играми-экспериментированиями.

Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключа­ется в том, что они дают детям реальные представления о различ­ных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспери­мента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необхо­димость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость да­вать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные зако­номерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, кото­рые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способно­стей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой ме­тод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошколь­ном возрасте он является ведущим, а в первые три года — прак­тически единственным способом познания мира. Своими кор­нями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

В  детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование. Для обосно­вания данного вывода приводятся многие доказательства.

  1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельно­сти же экспериментирования ребенок самостоятельно воздей­ствует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полно­го их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребен­ку, а строится самими детьми.
  2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен мо­мент саморазвития: преобразования объекта, производимые ре­бенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют произ­водить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
  3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают зани­маться каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окру­жающим миром путем экспериментирования психическое раз­витие ребенка затормаживается.
  4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя воз­никает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утвержде­ния, что наблюдения и эксперименты составляют основу вся­кого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Не следует думать, что   игры-экспериментирования таят в себе особую опасность; они не более опасны, чем ставшая при­вычной работа с иголкой, спицами, ножом и ножницами.

Вот  мнение Ж.-Ж. Руссо, высказанное в столь образной форме: «Представляя детям пол­ную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них все, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного… Я не знаю, видел ли кто-нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил себе значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных ору­дий».

В этом высказывании звучит не только уверенность в без­опасности самостоятельной деятельности ребенка, но и напо­минание о том, что не следует пренебрегать разумными прави­лами безопасности, поскольку такое пренебрежение может по­влечь за собой несчастные случаи.

Самые главные проблемы: соблюдение правил безопасно­сти детьми и соблюдение правил безопасности педагогом.

Работа с детьми

  1. Как неоднократно подчеркивалось выше, дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому обязан­ность следить за соблюдением правил безопасности целиком ле­жит на педагоге.
  2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более проч­ными становятся навыки экспериментирования, тем ниже ве­роятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораз­до опаснее, чем систематическое проведение опытов.
  3. Работа с детьми строится по принципу «от простого к слож­ному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выпол­нении экспериментальных действий.
  4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в опре­деленной последовательности:

а)  действие показывает педагог;

б)  действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

в)  иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с по­мощью такого методического приема он дает возможность де­тям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совер­шения которой велика;

г)  действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

д)  действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каж­дого ребенка;

е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обыч­ном темпе.

  1. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особен­ности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возник­новению.
  2. Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные на­рушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрез­мерные требования по соблюдению тишины и порядка. Поэто­му, предъявляя определенные требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить некото­рых разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики, что гасит неадекват­ные реакции детей.
  3. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный ре­флекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!» и т.п. Выработка рефлекса осуще­ствляется вне экспериментаторской деятельности и обычно про­водится в форме игры. По данной команде все дети на 2—3 се­кунды прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное для детей время. Такой рефлекс может оказаться полезным не только при экспериментировании, но и во многих других жизненных ситуациях.

Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует имен­но для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использо­вать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным.

  1. Для успешного руководства экспериментаторской деятель­ностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллек­тив и распределять внимание между отдельными ребятами; та­кое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой про­ведения каждого опыта.
  2. На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возник­новения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошиб­ки эксперимента, чем последствия нарушения правил безо­пасности.

Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности.

Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы све­сти к минимуму вероятность возникновения несчастных случа­ев, у педагога должна быть постоянная психологическая готов­ность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору опти­мального варианта нормализации обстановки.

  Экспериментирование в  дошкольном учреждении  осуществляется в разных формах с учетом разного возраста воспитанников.

У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

  • у детей накопилась определенная сумма знаний (как изве­стно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возни­кает);
  • сформировалась способность сопоставлять факты, устанав­ливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
  • появилось понимание, что знания можно получить вер­бальным путем от взрослого человека.

Для большей пользы,  не сообщать знания в готовом виде, а помочь детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, помогать детям продумать методику проведе­ния опыта, дать советы и рекомендации, вместе с ним осуще­ствляем необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с воспитателем, поэтому  участие   в совершении любых действий является обязательным.

Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, как в предыдущей группе, а два действия подряд, если они просты: «Оля, вылей водичку и налей новую», «Володя, отнеси совочек и принеси лопатку». Полезно начать привлекать детей к прогно­зированию результатов своих действий: «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?» У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание. Это позволя­ет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые ест кошка», «Вот две кар­тинки. На какой из них изображено такое же дерево, как наше?» Это способствует развитию умения анализировать факты и да­вать словесный отчет об увиденном.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-след­ственные, связи, поэтому впервые начинают задавать вопро­сы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них.

Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэто­му реагируют на предупреждения взрослого более осмыслен­но; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

У детей средней группы все наметившиеся тенден­ции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благо­даря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого склады­вается свой стиль в работе.   Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого всегда необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятель­ность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.

В средней группе впервые начинают проводить экспери­менты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».

При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять ри­сунки, которые  делают на глазах у детей, а также пер­вые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.

Стараются воспитатели  усложнять   последний этап экспериментирования :при выполнении словесного    отчета об увиденном,  побуждать детей не ограничиваться отдельными фразами, а произносить несколько предложений, ко­торые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже при­ближаются к нему по объему.   Наводящими  вопросами учим выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу. С детьми пятого года жизни   необходимо проводить дли­тельные наблюдения, которые хоть и не являются эксперимен­тами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для про­ведения длительных экспериментов в будущем году.

Для детей подготовительной группы цели направлены на выявление причинно-следственных связей, учат логично рассуждать ребенка ,проявлять творческое мышление. В основе с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности ,связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов итогом которых являются умозаключения детей. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.

Постепенно элементарные опыты становятся играми, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная. Правильно организованная игра и эксперимент дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях,  впечатлениях, способствует воспитанию любознательного и самостоятельного ребенка.

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "Сведения об образовательной организации"

Подать заявление в электронном виде для постановки на очередь в детский сад Запись в ДОУ

Наш профсоюз

Счетчик обращений

счетчик обращений

Cчетчик-СПУТНИК

Объясняем.РФ

День Победы

Госуслуги. Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!